jueves, 10 de marzo de 2016

НАЗИДАТЕЛЬНО СЛОВО НА НАЧАЛО СВЯТОЙ И ВЕЛИКОЙ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЫ


+ В А Р Ф О Л О М Е Й

МИЛОСТЬЮ БОЖИЕЙ 
АРХИЕПИСКОП КОНСТАНТИНОПОЛЯ - НОВОГО РИМА 
И ВСЕЛЕНСКИЙ ПАТРИАРХ
ВСЕЙ ПОЛНОТЕ ЦЕРКВИ
БЛАГОДАТЬ И МИР 
ОТ  СПАСИТЕЛЯ И ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА,
С НАШЕЙ МОЛИТВОЙ, БЛАГОСЛОВЕНИЕМ И ПРОЩЕНИЕМ

* * *

Братья и чада во Христе возлюбленные и благословенные,

Богодухновенными словами милости Господней и судьбами её, священный Псалмопевец в сем году вводит всех православных верующих в «таинство» Святой и Великой Четыредесятницы словами: «Творяй милость Господь и судьбу всем обидимым» (Пс. 102, 6). Ибо Господь «исполняет во благих желание наше и обновляет яко орля юность нашу» (там же, ст. 5).

Как известно, братья и чада в Господе, каждый человек сотворён по образу и по подобию Божию и представляет собой храм Господень. И тем более, мы – кто крестились во Христа, помазаны Святым Миром, и привились доброму маслинному древу Православной Церкви, – мы суть храмы живущего в нас Духа Святого, даже когда различными грехами, вольными или невольными, отдаляемся от Господа: «Если мы неверны, Он пребывает верен» (2 Тим. 2, 13).

Однако скверна греха препятствует действию в нас Благодати Святого Духа, почему и установила Святая наша Православная Церковь время поста Святой и Великой Четырядесятницы, наступающее ныне, чтобы мы могли очистить себя покаянием и стать достойными восприять животворные Страдания и светоносное Воскресение из мёртвых Господа нашего Иисуса Христа: «Гряди, окаянная душе, с плотию твоею, Зиждителю всех исповеждься, и останися прочее преждняго безсловесия, и принеси Богу в покаянии слезы» призывает всех верных Святой Андрей Критский, творец Великого Канона (тропарь 1 песни).

Церковь, заботясь о нашем спасении и духовном совершенстве, вступает в сей период покаяния для всех её членов, увещевая также бороться против стяжательства и материалистического образа жизни, которые «тяжким бременем» удерживает душу перстной и пригвождённой к земле, не позволяя ей расправить крылья свои, чтобы воспарить к Небесам и Царствию Божию.

Таким образом, покаянием и очистительными слезами, облекаемся мы вновь в первозданную доброту и боготканное одеяние, погубленное нами в падении в «обложении одеянием студа, яко листвием смоковным».

Пост – как воздержание от пищи, так и отложение от «помышлений суетных и желаний злых» – есть начало для верного, умеренного и мудрого распределения материальных благ ради общего блага. Так преодолеваются отрицательные последствия, вызванные безрассудным злоупотреблением социальной и природной среды, и остаётся место только лишь «посту милостыни», который не будет «судом всем обидимым», но милостью и благодатью и облегчением для них и для нас в нашем пути к «подобию Божию» (Василий Великий).

Так через воздержное использование, освящается и материя, и вся наша жизнь, поскольку тленная материя не является самоцелью, а лишь средством освящения. Следовательно, для имущих и обладателей богатств, по евангельской истории, пост должен послужить к воздержанию, последняя цель которого есть «преизбыток в них надежды в силе Духа Святого», согласно изречению великогласного апостола языков Павла (см. Рим. 15, 13), и забота о современных нищих «Лазарях» человечества и о беженцах.

Помимо сего, надлежит нам помнить, братья и чада, что есть истинный дух поста и воздержания, благоприятный Господу, согласно поучению брата Господня Апостола Иакова: «Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира». (Иак. 1, 27). Поскольку благодать, которая обильно изливается от поста и воздержания, не приходит только лишь голоданием и воздержанием от естественной пищи: «Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других, вскyю Мне поститeся», – вопрошает пророк Исайя (58, 4). «Не таков пост, который Я избрал […] но […] раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его», – говорит и возвещает Господь чрез уста Пророка Исайи (Ис. 58, 5-7).

Современный экономический кризис, беженцы и многие различные невзгоды, возникающие по всему миру, особенно в некоторых народах и странах, предоставляют нам, православным, возможность взрастить в себе сей истинный дух поста, связывая воздержание от пищи с делами человеколюбия и солидарности с нуждающимися братьями нашими, страждущими, бедными и убогими, бездомными и беженцами, не «имущими, где главу подклонить» (Мф. 8, 20), с теми, кого тяжёлые обстоятельства войны и испытания и горе понудили оставить свой отчий кров и отравиться в скитания, исполненные многих опасностей, трудностей и скорбей.

Если пост сопряжён с нашим возрастанием в делах милосердия и любви к самым малым братьям Господним, независимо от их национальности, веры, языка и происхождения,  тогда он, пост, возносится, подобно благоуханному фимиаму, к престолу Божию, и ангелы становятся помощниками нам, как когда то служили они Господу в пустыни.

От сердца, по-братски, по-отечески желаем всем вам, вступающим на поприще Святого Поста, чтобы стал он плодотворным и освящающим, исполненным благодати и освящения, и чтобы сподобил нас Бог приблизиться беспрепятственно к вечной животворящей Чаше, живоносному Ребру Господню, «из нихже сугубыя нам источи токи оставления и разум» (Великий Канон, тропарь 4-й песни).

Его же Божественная Благодать и безмерная Милость да будут со всеми вами, братья и чада, дабы в таковом евангельском мудровании вы смогли бы улучить «празднеств празднество» и «торжеств торжество» – Воскресение Господа Нашего Иисуса Христа, Ему же слава, держава, честь и благодарение всегда ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Святая и Великая Четыредесятница 2016
+ Константинопольский
пламенный к Богу молитвенник о всех вас